Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы из сложных ситуаций.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативно-правовые документы школьного уровня

План мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся в ГБОУ школе №334 в 2024-2025 учебном году

 

Методическое сопровождение

Работа над компонентами функциональной грамотности на уроках ОДНКНР. Естественно-научная грамотностьhttps://vk.com/video-188727239_456239290
Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества образования ссылка https://vk.com/video-188727239_456239282
Обновленный ФГОС (ООО): современный урок истории и обществознания ссылка https://vk.com/video-188727239_456239281
Функциональная грамотность как планируемый результат обучения английскому языку ссылка https://vk.com/video-188727239_456239280

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ от 6 мая 2019 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590 и Министерства просвещения Российской Федерации № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 04-238  «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

03-1706 от 26.10.2023 О направлении допонительной информации о проведении мероприятий