Национально-культурное взаимодействие в сфере образования как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей
Организовывая работу с детьми, педагоги школы №334 стремятся к формированию целостной системы, основой которой является идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании дальнейшей жизни, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.
Создать такую среду успеха нашей школе помогает работа по реализации проекта «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)».
Несколько лет наша школа входит в ассоциацию «Золотое кольцо школ – друзей Белоруссии», цель которой – развитие и укрепление дружеских связей с Республикой Беларусь.
Реализация проекта национально-культурного взаимодействия России и Белоруссии способствует созданию в школе творческой среды, включаясь в которую обучающиеся приобретают возможность реализовать свои способности, проявить себя в наиболее интересном деле. В то же время расширенная система конкурсов, фестивалей, выставок для детей в рамках реализации проекта, различного рода детские научно-практические конференции и семинары, мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские позволяют отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся, а также помогают выстроить разветвленную систему поиска талантливых детей, создать ситуацию успеха для всех детей.
Творческая среда школы формируется в различных творческих группах отделения дополнительного образования детей, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это и хоровая студия «Невские ласточки», и редколлегия газеты объединения «Юный журналист», и «ИЗО-студия», и группа по информационно-техническому сопровождению мероприятий и др. Специфика работы таких творческих групп – совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. При этом важнейшее условие формирования творческой среды – отсутствие в группе постоянного и единственного лидера, возможность смены ролей, переход из одной группы в другую, а также одновременное включение в несколько творческих групп.
Творческие занятия по осуществлению национально-культурного взаимодействия России и Белоруссии представлены ежегодными, ставшими традиционными декадами Белоруссии, фестивалями, творческими конкурсами чтецов, художников.
В рамках системы дополнительного образования функционируют объединения, работа которых направлена на знакомство с национальными традициями, особенностями России и Белоруссии. Так, на занятиях в изостудии ребята создают иллюстрации к произведениям белорусских писателей. В студии хорового пения разучивают и исполняют песни белорусских авторов.
Особенно активные ребята принимают участие в общественно-политических, общественно-культурных акциях.
Участие в проекте дает обучающимся возможность не только показать свои знания и умения, но и познакомиться с новыми людьми, пообщаться со своими сверстниками из другой страны, обсудить интересующие их вопросы с единомышленниками.
Кроме того, участие в проекте воспитывает потребность к созидательной деятельности, направленной на помощь близким людям, ветеранам, блокадникам.
Включение учащихся в мероприятия по реализации проекта национально-культурного взаимодействия не только способствует развитию компетентностей, но и связано с идеей опережающего развития, с тем, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.
Работая над проектом, мы также решаем задачи воспитания и социализации наших обучающихся, формируем их кругозор в области духовно-нравственных, этических и патриотических ценностей, демонстрируем значимость развития братских взаимоотношений между российским и белорусским народами в наши дни.